Интересные факты о съемках фильма «По семейным обстоятельствам» (1978)

Автор: Олег Пека

Эту комедию показали по Центральному телевидению в далеком 1978 году. По сюжету молодая пара Лида и Игорь собираются завести ребёнка. Лидина мама Галина Аркадьевна- много времени проводит на работе, строгий начальник. Она вырастила дочь и больше не желает ни о ком заботиться. Молодые ищут выход из такой непростой, жизненной ситуации. Фильм пользовался огромным успехом и до сих пор некоторые фразы из него что называется «на слуху». Вот несколько интересных фактов о том как снимали этот фильм.

Фильм снят по пьесе Валентина Азерникова «Возможны варианты, или По семейным обстоятельствам», которую он написал для Театра имени Моссовета в 1975 году.

Изначально Азерникова попросили написать пьесу о Москве и москвичах к юбилею города. Это предложение не вызвало у него энтузиазма, но пока он ехал домой на метро, у него появилась идея, как показать в истории об одной семье целый город – конечно, в процессе квартирного обмена, тем более что «квартирный вопрос» был и остается для жителей столицы одним из самых актуальных!

Драматург утверждал, что все его персонажи — вымышленные, но они получились настолько яркими и достоверными, что многие знакомые Азерникова узнавали в них тебя и обижались.

На театральной сцене главных героев играли Ия Саввина, Лариса Наумкина, Анатолий Адоскин и Евгений Стеблов. Спектакль шел с огромным успехом уже не только в Москве, но и в других городах, поэтому спустя два года руководство «Мосфильма» обратилось к автору пьесы с просьбой написать сценарий для кино. Интересно, что вышедший фильм помог сценаристу получить квартиру! Чиновников поразило, что у автора замечательной истории о квартирном обмене нет собственного жилья, и ему выписали ордер.

За режиссёрское кресло боролись многие, но победил снявший «Большую перемену» Алексей Коренев. На роль Лиды пробовалась дочь режиссёра, актриса Елена Коренева, но Марина Дюжева смотрелась более непосредственно и органично. Роль Галины Аркадьевны хотела сыграть Людмила Касаткина, а о роли логопеда мечтал Савелий Крамаров, но были утверждены Галина Польских и Ролан Быков.

Роль Игоря – зятя главной героини – в театре на протяжении 2-х лет играл Евгений Стеблов, и этот опыт помог ему обойти на пробах Владимира Носика, Станислава Садальского и Виктора Проскурина. С театральной сцены на съемочную площадку перешел и Николай Парфёнов, который в спектакле играл черного маклера, а в фильме стал заместителем Галины Аркадьевны.

Евгений Стеблов вспоминал: Галя Польских, которая в «Я шагаю по Москве» играла мою сверстницу, чуть-чуть меня старше, а тут играла мою тёщу. Наверное, это не потому, что она плохо сохранилась, а потому, что я хорошо сохранился.

Марина Дюжева первое время очень расстраивалась, что все ассоциируют ее только с этим фильмом, но потом поняла, что это счастье — сыграть такую роль, которую помнят десятилетиями! Актриса рассказывала, что с годами у неё самой поменялось восприятие героинь: «Когда я снималась в фильме, я и мое поколение девочек были полностью на стороне моей героини. Сейчас, когда я уже в возрасте Галины Польских, я полностью на ее стороне. Через 20 лет будем переживать за героиню Ханаевой…»

Ролан Быков на тот момент был занят съемками своего собственного фильма по повести Гоголя «Нос» и смог вырваться только на один день, поставив условие, что всю большую сцену с его участием нужно отснять именно за этот срок.

Эпизод, в котором он общается с маленькой Леночкой, а затем дает рекомендации ее бабушкам и дедушке, стал одним из самых забавных в фильме. Свою роль Быков доучивал в лифте, вырвавшись со съемочной площадки своего фильма всего на несколько часов. И в результате родился шедевр, отснятый всего за 2 дубля, – сцена с «фефочкой» Леночкой и логопедом с улицы «Койкого».

Анатолий Мукасей, кинооператор, вспоминал: Пришёл Ролан играть роль логопеда. Очень долго мучился с текстом, потому что там текста много, а потом сказал: «Нет, я буду это играть только одним куском, потому что это невозможно». И уже в конце эпизода они работали в паре с Женей Евстигнеевым. Женя раскололся всё-таки в конце, уже просто не выдержал. Он захохотал и отвернулся от камеры.

Сцену несколько раз переснимали, но каждый раз Евстигнеев в итоге буквально плакал от смеха. В результате режиссер принял решение оставить все, как есть. Поэтому, в следующий раз пересматривая «По семейным обстоятельствам», знайте, что слезы на глазах Евстигнеева и его смех в кадре не запланированные и совершенно искренние.

Пациенткой логопеда стала внучка актрисы Зои Васильковой. Режиссёру срочно надо было найти девочку, чтобы успеть снять сцену с Роланом Быковым, а тут очень кстати актриса привела на «Мосфильм» четырехлетнюю Катю. На съемки девочка пришла с вместительной сумкой, куда планировала складывать гонорар… Эта роль стала для нее первой и единственной работой в кино, так как родители были против актерской карьеры. Екатерина окончила филфак и работает в туристическом бизнесе.

Евстигнеев тоже согласился сниматься нехотя, но по ходу съемок загорелся ролью. Да так, что режиссер даже отобрал одну из сцен у Стеблова – когда в процессе квартирного обмена герой встречался с хозяином-алкоголиком — чтобы Евстигнеев появлялся на экране почаще.

Евгений Стеблов, актёр:

– Алексей Саныч попросил, чтобы я отдал Евстигнееву «обменную» встречу с алкашом. Он сказал: «У тебя много материала, а у него мало». В итоге в театре я приходил, а в кино приходил художник, которого играл Евстигнеев.

Тем не менее безобидный семейный фильм вызвал подозрение у бдительных советских цензоров. Сцену с «чешским унитазом» («Зять у меня — чех, компакт чешский», — говорила героиня Галины Польских) вырезал редактор Госкино, из-за слов героини, которые создают указание, на ввод советских войск в Прагу. Правда, в реорганизационный период, сцену всё-таки вернули. Так же попала на подозрение редакторов сцена с «фефочкой», из-за возможную пародию на Леонида Ильича Брежнева, так как он тоже не все слова правильно выговаривал. Но картину удалось показать высокой начальницу Гостелерадио, которая, на удивление, отнеслась к этому эпизоду благосклонно.

В итоге, этот фильм был снят всего за 3 месяца. Многие критики говорили, что этот фильм «ширпотрёб» и «фильм только на один раз, потом про него все забудут». Но время показало, что в легком и веселом фильме затронуты вечные проблемы, которые продолжают волновать людей независимо от возраста и времени.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть